Javascript: с чего начать изучение и чем продолжить. JavaScript - Введение Полное учебное пособие по языку javascript

JavaScript is a programming language that adds interactivity to your website (for example games, responses when buttons are pressed or data is entered in forms, dynamic styling, and animation). This article helps you get started with this exciting language and gives you an idea of what is possible.

What is JavaScript, really?

Important : If you haven"t been following along with the rest of our course, download this example code and use it as a starting point.

Variables Variable Explanation Example String Number Boolean Array Object
A sequence of text known as a string. To signify that the value is a string, you must enclose it in quote marks. let myVariable = "Bob";
A number. Numbers don"t have quotes around them. let myVariable = 10;
A True/False value. The words true and false are special keywords in JS, and don"t need quotes. let myVariable = true;
A structure that allows you to store multiple values in one single reference. let myVariable = ;
Refer to each member of the array like this:
myVariable , myVariable , etc.
Basically, anything. Everything in JavaScript is an object, and can be stored in a variable. Keep this in mind as you learn. let myVariable = document.querySelector("h1");
All of the above examples too.

So why do we need variables? Well, variables are needed to do anything interesting in programming. If values couldn"t change, then you couldn"t do anything dynamic, like personalize a greeting message or change the image displayed in an image gallery.

Comments

You can put comments into JavaScript code, just as you can in CSS:

/* Everything in between is a comment. */

If your comment contains no line breaks, it"s often easier to put it behind two slashes like this:

// This is a comment

Operators Events

Real interactivity on a website needs events. These are code structures which listen for things happening in the browser and runs code in response. The most obvious example is the click event , which is fired by the browser when you click on something with your mouse. To demonstrate this, enter the following into your console, then click on the current webpage:

Document.querySelector("html").onclick = function() { alert("Ouch! Stop poking me!"); }

There are many ways to attach an event to an element. Here we select the element, setting its onclick handler property equal to an anonymous (i.e. nameless) function, which contains the code we want the click event to run.

Document.querySelector("html").onclick = function() {};

is equivalent to

Let myHTML = document.querySelector("html"); myHTML.onclick = function() {};

It"s just shorter.

Supercharging our example website

Now we"ve gone over a few JavaScript basics, let"s add a few cool features to our example site to see what is possible.

Adding an image changer

In this section, we"ll add an additional image to our site using some more DOM API features, using some JavaScript to switch between the two when the image is clicked.

  • First of all, find another image you"d like to feature on your site. Be sure it is the same size as the first image, or as close as possible.
  • Save this image in your images folder.
  • Rename this image "firefox2.png" (without quotes).
  • Go to your main.js file, and enter the following JavaScript. (If your "Hello world!" JavaScript is still there, delete it.) let myImage = document.querySelector("img"); myImage.onclick = function() { let mySrc = myImage.getAttribute("src"); if(mySrc === "images/firefox-icon.png") { myImage.setAttribute ("src","images/firefox2.png"); } else { myImage.setAttribute ("src","images/firefox-icon.png"); } }
  • Save all files and load index.html in the browser. Now when you click the image, it should change to the other one!
  • If you get stuck, you can compare your work with our finished example code on GitHub .

    We have barely scratched the surface of JavaScript. If you have enjoyed playing, and wish to advance even further, head to our JavaScript learning topic .

    Это вводный курс по JavaScript для начинающих . В плане очередности это третий по счету предмет, который необходимо знать грамотному веб-разработчику. Первые два - это HTML и CSS, разумеется. Вэлкам!

    Язык сценариев JavaScript был разработан Бренданом Эйхом (Brendan Eich) в 1995 году, как одно из расширений для браузера Netscape Navigator 2.0, о котором мало уже кто помнит. Но сам язык живет и процветает.

    В отличие от HTML и CSS это уже настоящий язык программирования . Можно сказать, что HTML и CSS - это только цветочки, а вот JavaScript - такие себе ягодки ягодки. Различаются они принципиально. HTML - банально разметка (или иначе - структура сайта), а CSS - внешний вид этой разметки. А вот JavaScript позволяет создавать именно программы, которые предписывают компьютеру пользователя выполнять активные действия.

    Поэтому, если вы еще не знаете даже таких простых вещей, как HTML и CSS, то за JavaScript вам браться явно рановато.

    Но пугаться не стоит. В отличие от старших братьев, типа Java или C++, JavaScript довольно простой язык. Освоить его может любой начинающий веб-разработчик. Во всяком случае, научиться им пользоваться совсем не трудно.

    Программы, которые создаются на JavaScript, называются сценариями или скриптами. Следует четко понимать, что сценарии эти выполняются только на компьютере пользователя, а не где-то в сети. Поэтому во многом они зависят от настроек того же браузера, которые выставил у себя пользователь. Если он намеренно отключил у себя работу скриптов, то они попросту не сработают.

    Зачем нужен JavaScript?

    Зачем вообще использовать какие-то скрипты на стороне пользователя? Ключевое слово здесь - обработка событий . Таким событием может стать, например, клик по кнопке в форме отправки данных. Для этого предусмотрены специальные атрибуты, начинающиеся с on.

    Примеры таких атрибутов:

    onclick - одиночный щелчок мышью;
    onmouseover - размещение курсора мыши в области, которую занимает какой-либо элемент страницы;
    onfocus - выделение (фокусировка) элемента. Например, поля формы, куда установлен курсор.

    Окей, скажете вы, а зачем использовать какой-то JavaScript для обработки той же формы? Есть же php для этого. Заполнил, что требуют, и отправил себе с миром.

    Все верно, JavaScript не обрабатывает данные, это делает php на удаленном сервере.

    Но что если пользователь не все заполнил? Если, к примеру, пропустил обязательные поля, помеченные звездочкой * . Что тогда? Тогда с сервера к нему прилетит новая страница, на которой будет написано, какой он лох.

    Принципиальная разница тут вот в чем: без использования JavaScript при отправке формы запрос будет в любом случае отправлен на удаленный сервер, даже если форма заполнена неправильно или не полностью. И от сервера будет получен ответ с ошибкой. Пользователю придется все вводить заново. И так каждый раз. А если применить JavaScript, то страница с формой не будет отправлена на сервер до тех пор, пока пользователь не введет правильные данные.

    То есть, скрипт, как говорится, «не отходя от кассы», прямо в браузере пользователя проверит форму и выдаст сообщение в случае неправильного или недостаточного ее заполнения. Здесь он выступает как контролирующий орган.

    Согласитесь, что это гораздо удобнее, занимает меньше времени и, безусловно, съедает меньше трафика. А в случае с мобильным подключением к сайту это тем более существенно.

    Таким образом, сценарии JavaScript - это удобные помощники, которые не только проверяют введенные данные, но и выполняют еще массу полезных действий на стороне пользователя. Взять, к примеру, те же выпадающие списки меню или сворачиваемые окна, всевозможные слайдеры и эффектные галереи картинок, подсветка активных полей формы или всплывающие подсказки на страницах сайта и многое другое.

    Продвинутый читатель скажет:

    Ха! Так это же все можно сделать и на чистом CSS3 без всяких скриптов!

    Согласен, кроме слова «все». Все да не все. Всякие свистелки и перделки можно и на чистом CSS3 сотворить, но проверить правильность заполнения формы CSS никак не может. А кроме этого существует еще тысячи способов использовать скрипты JavaScript для более серьезных вещей. Иначе умные люди не стали бы впихивать JavaScript в тот же Bootstrap или создавать мегаполезную библиотеку скриптов jQuery.

    Как включить JavaScript в страницу сайта

    Существует несколько вариантов подключения JavaScript на страницах сайта.

    1. Небольшой код JavaScript можно внедрить непосредственно в тегах HTML. Например, следующий код будет выводить в поле формы текст «Ведите ваш E-mail», который при установке туда курсора будет автоматически исчезать, чтобы не мешать пользователю:

    Как видите, нигде специально не обозначено, что это JavaScript, но браузеры это понимают и обрабатывают соответственно написанным командам.

    Однако JavaScript активно использует те же символы, что применяются в HTML. Например, угловые скобки или прямые кавычки. Чтобы браузер не ошибся в интерпретации этих знаков, обычно сценарии записываются между специальными тегами:

    2. Чуть более крупный код сценария JavaScript можно добавить непосредственно в том месте страницы, где ему надлежит срабатывать. Как было указано выше, его мы обрамляем тегами .

    Но это не всегда удобно, а в некоторых случаях и чревато.

    К примеру, если пользователь отключил в своем браузере работу скриптов, то страница может «зависнуть» на этом месте и не загрузиться полностью. Поэтому обычно рекомендуется размещать скрипты в самом низу страницы перед закрывающим тегом . В этом случае, даже если скрипт не сработает, то сама страница загрузится целиком и без лишних задержек.

    3. Самый правильный способ подключения скриптов JavaScript - это вынести их в отдельный файл с расширением.js и подключить к странице посредством ссылки, как и в случае с листом стилей CSS, вынесенным в отдельный файл. Пример:

    На этом ознакомительный экскурс в JavaScript заканчиваем. В следующий раз напишем наш первый сценарий на этом замечательном языке. Подпишитесь на обновления блога Вебсовет, чтобы ничего не пропустить!

    Однако, чтобы научиться его использовать необходимо познакомиться с основами языка JavaScript . И тут приходит на помощь данная категория сайта.

    Многие думают, что JavaScript - это сложный язык. На самом деле, это не так, далеко не так, и освоить его в состоянии любой человек, который имеет хоть какое-то мышление. И чтобы направить это мышление в нужную сторону, необходимо ознакомиться с материалами по основам JavaScript , которые представлены в данной категории абсолютно бесплатно !

    Прочитав статьи по основам JavaScript, Вы узнаете:

    1) Код простейшей программы Hello World на языке JavaScript .

    2) Как создавать, инициализировать и использовать переменные в JavaScript .

    3) Какие бывают типы переменных в JavaScript .

    4) Как создавать и использовать функции в JavaScript .

    5) Об условном операторе в JavaScript .

    6) Какие бывают операторы цикла в JavaScript .

    7) Об операторе switch case в JavaScript .

    8) Как создавать массивы в JavaScript .

    9) Об ООП в JavaScript .

    10) Об объекте Math в JavaScript .

    11) Как работать с массивами в JavaScript .

    12) Как работать со строками в JavaScript .

    13) Как работать с датой и временем в JavaScript .

    14) Об объекте Number в JavaScript .

    15) Об объекте Window в JavaScript .

    16) Об объекте Document в JavaScript .

    17) Как реализовать редирект на JavaScript .

    18) Об объекте Image в JavaScript .

    19) Об объекте Link в JavaScript .

    20) Как узнать браузер пользователя в JavaScript .

    21) Как сделать проверку формы в JavaScript .

    22) Как получить доступ к любому объекту HTML через JavaScript .

    23) Об объекте Object в JavaScript .

    24) О событиях и их обработчиках в JavaScript .

    25) Как реализовать таймер в JavaScript .

    26) Как обработать исключения в JavaScript .

    27) Как создать собственный объект в JavaScript .

    28) Как решить проблему отображения PNG в IE6 .

    29) Как проверить включён или нет JavaScript у пользователя.

    30) Как сделать валидным JavaScript .

    31) Что такое JSON .

    32) Как зашифровать JavaScript .

    33) Как отправить POST-запрос через JavaScript .

    34) Как сделать горячие клавиши на сайте.

    35) Как сделать визуальный редактор на JavaScript .

    36) Как запустить несколько функций в onload .

    37) Как сделать перетаскиваемый DIV на JavaScript .

    38) Как сделать исчезающий текст в input .

    39) Как создать ассоциативный массив в JavaScript .

    40) Как найти ошибку в JavaScript .

    41) О работе с cookie через JavaScript .

    42) Как отправить ajax-запрос на другой домен.

    43) Как установить комментарии ВКонтакте на сайт.

    44) Как динамически проверить форму.

    45) Как обработать колёсико мыши на JavaScript .

    46) Как обработать закрытие вкладки на JavaScript .

    47) Когда стоит использовать jQuery .

    49) Как динамически подгружать данные для select .

    50) Об аналоге str_replace() в JavaScript .

    51) Как изменить стиль у select .

    52) Как сделать изменение размеров у div на JavaScript .

    53) Как проверить: активен пользователь на странице или нет.

    54) Как прокрутить скролл до низа у div .

    55) Как сделать слайдер изображений на jQuery без плагинов.

    56) Как воспроизвести звук на JavaScript .

    57) Как изменять дизайн сайта в зависимости от времени суток.

    58) Как подключить Яндекс.Карты к сайту.

    59) Как проверить сложность пароля на JavaScript .

    60) Как проверить занятость логина на Ajax .

    61) Как определить местоположение посетителя.

    62) Что такое объекты, конструкторы и прототипы в JavaScript .

    63) Какие новые методы для работы с массивами появились в ES5 .

    64) Что такое стандартная модель событий в JavaScript .

    65) Как вешать события для старых Internet Explorer(8-) .

    69) Что такое AngularJS .

    70) Что такое AngularJS . Решаем проблему с валидностью.

    71) Как изменить стандартный вид select на JavaScript .

    72) Что такое Long-Polling , WebSockets , SSE и Comet .

    73) Какие различия между объявлениями функций function declaration и function expression в javascript .

    74) Какие существуют способы преобразования типов в JavaScript .

    75) Как использовать анонимные самовызывающиеся функции и функции обратного вызова в JavaScript .

    76) Как сделать , используя Ajax .

    77) Как сделать динамическое добавление комментариев в базу данных, используя Ajax .

    78) Как быстро сделать всплывающие подсказки на JavaScript .

    79) Что такое трансформатор иконок - Marka .

    80) Как сделать эффект при клике в материальном дизайне на JavaScript .

    81) Как сделать динамические тени на JavaScript , используя библиотеку shine.js .

    82) Как визуализировать данные на JavaScript .

    83) Как сделать онлайн-трансляцию вашей веб-камеры на чистом JavaScript .

    84) Как сделать потрясающие анимации на javascript , используя библиотеку Scripty2 .

    85) Как сделать захват изображения с веб-камеры на JavaScript .

    86) Что нового появилось в EcmaScript 6 .

    87) Как преобразовать код с ES6 в ES5 .

    88) Что такое замыкание в JavaScript .

    89) Как определить, смотрит ли пользователь на страницу на javascript .

    90) Библиотека javascript - underscore.js .

    91) Изучаем CoffeeScript . Введение.

    92) Изучаем CoffeeScript . Типы данных.

    93) Изучаем CoffeeScript . Операторы.

    94) Изучаем CoffeeScript . Функции.

    95) Изучаем CoffeeScript . Условия.

    96) Как работать со стилями в JavaScript .

    97) Как работать с классами в ES 2015 .

    98) Изучаем CoffeeScript . Циклы.

    99) Как сделать таймер обратного отсчета на javascript в 18 строк кода.

    100) Как сгенерировать случайное число в javascript .

    101) Изучаем CoffeeScript . Классы.

    102) Зачем нужно ключевое слово Let в ES6 .

    103) Что такое стрелочные функции в ES6 .

    104) Как сделать 3D модель объекта на JavaScript .

    105) Что такое обещания в ES6 .

    106) Как работать с хранилищами с использованием Basil.js .

    107) NodeJS . Введение.

    108) NodeJS . Установка платформы.

    109) Gulp . Введение.

    110) NodeJS . Движок V8.

    111) Gulp . Установка и настройка.

    112) NodeJS . Глобальный объект.

    113) NodeJS . Как работают Function Expression .

    114) NodeJS . Модули.

    115) NodeJS . Шаблоны модулей.

    116) NodeJS . Обработчик событий.

    117) NodeJS . Запись и чтение файлов.

    118) Gulp . Структура проекта и работа задач.

    119) Gulp . Наблюдение за изменениями в файлах.

    120) NodeJS . Создание и удаление директорий.

    121) NodeJS . Клиенты и серверы.

    122) NodeJS . Как создать сервер.

    123) Как изучить JavaScript быстрее.

    124) Как визуализировать данные и рисовать на JavaScript .

    125) NodeJS . Что такое потоки и буферы.

    126) NodeJS . Как считывать данные с потока.

    127) NodeJS . Как записывать данные в поток.

    128) Анимация элементов при прокрутке страницы на чистом JavaScript .

    129) NodeJS . Что такое pipe().

    130) NodeJS . Потоковый вывод HTML страницы.

    131) NodeJS . Как отправить данные в формате JSON.

    132) Что такое SPA в веб-разработке.

    133) NodeJS . Навигация по страницам.

    134) NodeJS . Что такое NPM.

    135) NodeJS . Как работать с файлом package.json.

    136) NodeJS . Пакет Nodemon.

    137) NodeJS . Начинаем работу с Express.

    138) NodeJS . Параметры маршрутизации в Express.

    139) NodeJS . Template Engine. Часть 1.

    140) NodeJS . Template Engine. Часть 2.

    141) NodeJS . Как собрать шаблон из нескольких частей.

    142) NodeJS . Что такое Middleware и статические файлы.

    143) NodeJS . Что такое Query Strings.

    144) NodeJS . Как обрабатывать POST запросы.

    145) NodeJS . Как создать "список дел ". Часть 1.

    146) NodeJS . Как создать "список дел ". Часть 2.

    147) NodeJS . Как создать "список дел ". Часть 3.

    148) Как правильно обрабатывать ошибки в JavaScript .

    149) Как использовать методы объекта JSON .

    150) Как использовать циклы: for...in и for...of в JavaScript ES6.

    151) Что такое метод querySelector в JavaScript .

    152) Как объявлять константы в JavaScript ES6 .

    153) О JavaScript const и объектах .

    154) Об использовании инструкции "use strict" в JavaScript . Часть 1.

    155) Об использовании инструкции "use strict" в JavaScript . Часть 2.

    156) Что такое деструктурирующее присваивание в JavaScript ES6.

    157) Как деструктурировать объекты в ES6 .

    158) Зачем нужны cтроковые шаблоны в JavaScript ES6 .

    159) Как сделать меню аккордеон на JS .

    160) Как сделать всплывающую форму .

    161) Как сделать модальное окно на CSS + JS .

    162) Как сделать прогресс бар на CSS + JS .

    163) Как сделать вкладки в HTML .

    164) Как получить input в JavaScript (1 часть).

    165) Как вывести результат в JavaScript (2 часть).

    166) Как вывести текст в JavaScript .

    167) Какие есть примеры If-Else в JavaScript .

    168) О способах объявления переменных (var, let, const) в JS .

    169) Какие есть примеры цикла for в JavaScript .

    170) Как создать и вывести массив в JS .

    171) Какие бывают методы массива в JS .

    172) Понятиях функции (return, параметры) в JS .

    173) Как получить элемент в JS .

    174) Что такое ассоциативный массив в JS .

    175) Как добавить класс по клику в JavaScript .

    176) Как сделать таймер отсчета на JS .

    177) Как сделать валидацию формы на JS .

    178) Как показать скрытый текст на JS .

    179) Валидация номера телефона на JS .

    180) Валидация номера телефона на JS .

    182) Установка базы данных MongoDB .

    183) Карусель на чистом JS .

    184) Pug – это не мопс, тогда кто

    185) Зачем нужен компилятор Babel

    186) Gulp файл и сборка CSS

    187) Число – тип данных в JS

    188) Строки – тип данных в JS

    На данной странице размещается начало учебника JavaScript для новичков. Для его освоения вам необходимо иметь хотя бы минимальные знания HTML и CSS. Обратитесь к учебнику HTML и CSS для новичков для их получения (для изучения JavaScript вам нужно пройти хотя бы 3-4 урока минимум).

    Язык JavaScript предназначен для выполнения в браузере наряду с HTML и CSS. Но, если эти языки предназначены для верстки структуры сайта, то JavaScript позволяет "оживлять" web-страницы - делать их реагирующими на действия пользователя или демонстрировать некоторую динамичность (к примеру, смена картинок в блоке или красивые плавно выпадающие менюшки).

    Итак, давайте без лишних слов приступим к изучению этого, бесспорно, полезного языка.

    Как запустить JavaScript

    Написать и запустить JavaScript можно двумя способами: первый заключается в том, что мы пишем код прямо на HTML странице внутри тега :

    Это заголовок тайтл var name = "Дима"; alert("Привет, "+name);

    Тег можно располагать в любом месте страницы - как в , так и в .

    Второй вариант заключается в том, что JavaScript код хранится в отдельном файле (наподобие CSS) и подключается тоже с помощью тега с атрибутом src , в котором указывается путь к файлу со скриптом:

    Это заголовок тайтл Это основное содержимое страницы.

    В дальнейшем я не буду расписывать то, как подключается JavaScript, а буду просто писать HTML код в одном блоке, а JavaScript код - в другом.

    Поиск ошибок в коде

    Посмотрите следующее видео, в котором я показываю, как работать с отладчиком, который показывает ошибки JavaScript, и консолью:

    Некоторые видео могут забегать вперед, тк к этому месту учебника мы прошли еще не весь ES6. Просто пропускайте такие видео, посмотрите потом.

    AJAX
    • урок исключен (мало материала), по аяксу скоро будет отдельный учебник (много материала)

    Что еще почитать