Новый аэропорт Берлина: открытие снова переносится. Экскурсия по аэропорту берлин-бранденбург Что такое функциональные cookie-файлы

    Аэропорт Берлин Темпельхоф Центральный вход в аэровокзал Ст … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Берлин Тегель. У этого термина существуют и другие значения, см. Берлин (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Тегель (значения) … Википедия

    Берлин Бранденбург: Берлин Бранденбург (нем. Berlin Brandenburg) название, используемое по отношению к планируемой земле Германии Берлин Бранденбург аэропорт, расположенный в Бранденбурге у границы с Берлином … Википедия

    - (нем. Berlin Brandenburg International; BBI) строящийся аэропорт в Бранденбурге, расположен у границы с Берлином на территории коммуны Шёнефельд. Новый аэропорт займёт часть территории нынешнего аэропорта Шёнефельд. Эксплуатантом… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Берлин (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Шёнефельд (значения) … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Берлин (значения). Город Берлин нем. Berlin … Википедия

    Аэропорт Кёльн/Бонн Flughafen Köln/Bonn Страна: Регион: Германия Кёльн Тип: гражданский … Википедия

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

- «про путешествия, жизнь в Берлине и велопоездки». Публикуем ее текст о том, что сегодня происходит с недостроенным аэропортом Берлин-Бранденбург. Анастасия побывала на экскурсии в аэропорту и рассказывает, как выглядит пустующее здание изнутри, сколько денег тратится на его содержание, и почему вопрос открытия аэропорта сегодня не только технический, но и политический.

Строительство нового ультрамодного и современного аэропорта началось в 2006 году. Аэропорт Берлин-Бранденбург должен был стать самым современным аэропортом Европы и заменить собой устаревшие и не отвечающие новым требованиям аэропорты Тегель и Шенефельд. На то, чтобы закончить Берлин-Бранденбург и перевести туда все рейсы, отвели пять лет. Торжественное открытие было назначено на октябрь 2011 года. За несколько месяцев до этого на всех купленных билетах с прилетом и пересадкой в Берлине был указан новый аэропорт. Но тут что-то пошло не так.

Оказалось, что аэропорт не отвечает требованиям безопасности, и открытие перенесли на 3 июня 2012 года. В мае 2012 все было готово: в здании нового аэропорта кипела жизнь, все рестораны и магазины готовы были открыться ровно 3 июня. В ночь со 2 на 3 июня планировалась большая логистическая операция по доставке транспорта и оборудования из Тегеля и Шенефельда в Бранденбург. Перевезти все эти машины заранее было нельзя, так как они требовались в старых аэропортах для обслуживания последних рейсов, назначенных на второе июня. Эту перевозку в прямом эфире должно было даже освещать телевидение, но в мае нашлись неполадки в системе противопожарной безопасности, и открытие снова отложили. Сложно осознать масштаб этого прокола, ведь и Тегель, и Шенефельд уже должны были быть закрыты 3 июня, как вдруг за 4 недели до этого все отменяется. Пренебречь, вальсируем.

Новой датой стал март 2013 года. Руководство било себя пяткой в грудь и говорило, что теперь-то уж ничего не помешает им открыть аэропорт. Время шло, один скандал сменял другой, кого-то увольняли, кого-то обвиняли, кто-то вымогал взятки, кто-то их давал. Март 2013 года превратился в сентябрь, потом в конец 2015 года, а затем и в 2016 год. 2016 год стал серединой 2017-го. Когда я писала предысторию Берлин-Бранденбурга в первый раз, новой датой называли 2018 или 2019 год. Теперь все даты сдвинулись минимум на 2020, а то и 2021 год. Сейчас речь уже идет о каком-то «мягком запуске», чтобы открыть аэропорт хотя бы без главного терминала. На сайте газеты Berliner Morgenpost провели опрос, в котором приняло участие 75 тысяч человек. По результата опроса 70 % считают, что аэропорт не откроется никогда. На проект уже было потрачено € 6,5 миллиардов, и с каждым днем эта сумма растет. По данным Deutsche Welle, каждый день стоит налогоплательщикам € 1 миллион. Очень много усилий и денег тратится для того, чтобы не разрушилось то, что уже построено. Например, по будням в 10:26 утра Deutsche Bahn отправляет пустой поезд на станцию метро, находящуюся в аэропорту. Это одинокое путешествие способствует циркуляции воздуха и предотвращает коррозию железнодорожных путей.

«Каждый день простоя стоит налогоплательщикам € 1 миллион»

Проблема еще и в том, что пропускная способность Бранденбурга (от 27 до 45 миллионов пассажиров в год) даже в случае его открытия в 2020 году уже не будет достаточной для того, чтобы можно было закрыть и Тегель, и Шенефельд, как предполагалось изначально. Расширение пропускной способности аэропорта до 55 миллионов пассажиров в год требует еще € 2,3 миллиарда!

В мае 2016 года начался и вовсе какой-то детектив. Тогда появились сведения, что рассказавший о коррупции на проекте информатор был отравлен: яд подмешали в его кофе. Отравление не было смертельным, подозреваемых не назвали, но в любом случае это еще одна мутная история в копилку бранденбургских страшилок.

Берлин-Бранденбург стал поводом для шуток над берлинцами. Например, когда футбольный клуб Дармштадт проиграл берлинской Герте и вылетел из первой Бундеслиги, то в своем твиттере команда написала: «Мы приземлились во второй лиге, но вы все еще приземляетесь в Тегеле».

«Странно, что многие мониторы в терминале включены и работают - и это при стоимости электричества в Германии, немецкой экономии и заботе об окружающей среде»

Пока аэропорт стоит закрытым, было решено сделать хорошую мину при плохой игре и начать проводить там экскурсии пешком или на велосипеде. Раньше туры проводились четыре раза в неделю, сейчас оставили только один раз, так что записываться желательно заранее. Тур начинается в здании около аэропорта Шенефельд, где гид рассказывает небольшую историю про Берлин-Бранденбург и показывает, сколько зданий уже построено полностью (много, но что толку?). После этого все садятся в автобус и едут наконец-то смотреть самый печально известный аэропорт Германии.

Несколько лет назад на экскурсии можно было попасть в смотровую башню, подняться на площадку и посмотреть сверху на терминал, неиспользуемую взлетно-посадочную полосу, пустые парковки и технические здания. Но нашу группу из 38 человек сразу привезли в главный терминал. Он был построен по принципу One-roof-concept - все должно было быть под одной крышей: домашние, европейские и межконтинентальные рейсы, рестораны, магазины и станция метро. Кстати, эта самая крыша тоже была причиной нескольких задержек в открытии, так как ее вес (сравнимый с весом Эйфелевой башни) превышал допустимый в два раза! Так что я поглядывала на нее с опаской.

Гулять по пустому терминалу очень круто. Он красивый и просторный, стойки для регистрации и сдачи багажа сделаны из дерева и выглядят достойно. Все очень легкое, невесомое и производит классное впечатление, если на секунду забыть о том, что это просто пустое здание, на обслуживание которого ежедневно тратятся огромные деньги. Например, было немного странно видеть, что многие мониторы в терминале включены и работают - и это при стоимости электричества в Германии, немецкой экономии и заботе об окружающей среде.

Скульптура Magic Carpet («Ковер-самолет») американской художницы Пэй Уайт площадью 1000 квадратных метров, состоящая из металлических красных лент, должна была символизировать легкость полетов и международный статус аэропорта. Как сказал экскурсовод, теперь эта скульптура символ того, как творчество (то бишь, аэропорт) не смогло пока что победить бюрократические проблемы. Он вообще много говорил о том, что вопрос открытия аэропорта на данный момент не столько технический, сколько политический, и что даже если кажется, что 99 % готово к открытию, то 1 % не так-то просто закончить.

После главного терминала нас повезли к южному. Там же находится единственный в аэропорту гейт для самолета A380. Телетрап гейта украшает инсталляция художника Олафа Николая «Гаджет». Эти «жемчужины» светятся. Цвет их зависит от окраски самолета, а интенсивность света - от количества пассажиров в телетрапе. Около здания южного терминала можно посмотреть на взлетно-посадочную полосу и даже увидеть надпись Berlin Brandenburg Airport, на которую, кроме как на этой экскурсии, посмотреть в ближайшие годы вряд ли получится.

В целом мне понравился тур, потому что когда еще можно будет побывать внутри такого необычного места? Но чувства смешанные: обидно, что столько времени, столько денег, столько пространства и рабочей силы пропадает впустую. Мне кажется, что руководству аэропорта пора взять на себя смелость и начать сдавать хотя бы здание главного терминала для съемок-свадеб-корпоративов и техно-вечеринок. Я бы точно сходила на такую.

Пешеходные экскурсии по аэропорту Берлин-Бранденбург проводятся каждый четверг в 14 часов. Цена экскурсии - € 5 для участников младше 14 лет, € 10 для всех остальных. Длится она 2 часа. Длительность велосипедной экскурсии также 2 часа, проходит она по воскресеньям в 14 часов, стоимость - € 15 (в эту цену входит небольшой ланч). Обратите внимание, что участники младше четырнадцати лет на велосипедную экскурсию не допускаются. Записаться на экскурсию можно по телефону +4930609177770 или письмом на [email protected] .

Фото - Travelclever, seele.com

В минувшую пятницу в Берлине произошло заседание комиссии Наблюдательного совета компании Flughafen Berlin Brandenburg GmbH (FBB), являющейся оператором строительства в пригороде немецкой столицы — Шёнефельде (Schönefeld, Dahme-Spreewald) — огромного международного аэропорта имени Вилли Брандта (BER). По словам председателя совета Райнера Бретшнейдера (Rainer Bretschneider) и директора FBB Энгельберта Лютке Далдрупа (Engelbert Lütke Daldrup), сроки ввода аэропорта в эксплуатацию пока назвать невозможно. Вероятно, как подчеркнули два транспарентных менеджера, это удастся сделать лишь 15 декабря 2017 года на очередном заседании Наблюдательного совета. Но до этого срока необходимо еще провести переговоры со строительными фирмами, чтобы все утрясти:

Die Absprachen mit den Baufirmen seien so weit gediehen, dass er dann in einer Sondersitzung des Aufsichtsrats ausführlich zum Terminrahmen vortragen könne , — пояснил господин Далдруп.

Напомним, строительство мега-аэропорта имени Вилли Брандта было начато в предместье Берлина еще в сентябре 2006 года, а первый срок его открытия был запланирован на конец 2011 года. Первоначальная стоимость строительства составляла около 1,7 миллиарда евро. Предполагалось также, что новый аэропорт заменит собой две устаревших воздушных гавани Берлина — аэропорты Тегель и Шёнефельд (Tegel и Schönefeld), которые уже тогда захлебывались от пассажирского потока. В 2016 году они, например, приняли почти 33 миллиона пассажиров, что превышает их возможности. Тогда как новый аэропорт должен был пропускать ежегодно через себя 27 миллионов пассажиров с перспективой увеличения этого потока до 34 миллионов к 2016 году и 47 миллионов к 2024 году. То есть, упрекнуть немцев в плохом расчете роста пассажирского потока нельзя — если бы аэропорт был вовремя построен, то никаких проблем и не было.

Однако, первый гвоздь в здание немецкого долгостроя забили политики: компания-оператор FBB была превращена ими в натуральный колхоз. По 37% ее акций получили муниципалитет Берлина и власти федеральной земли Бранденбург, а оставшиеся 26% — федеральное правительство Германии. В итоге выяснилось, что ни Бранденбург, ни Берлин, ни "федералы" толком не могут согласовать никаких решений, правление компании беспомощно, а парламент ФРГ не может провести независимого аудита строительства. Вторым гвоздем оказались сами строители, подрядчики и технический персонал FBB. Пока руководство компании назначало себе щедрые оклады и премиальные, они также не сидели сложа руки и усердно работали... над увеличением стоимости проекта. В 2010-2015 годах расходы на строительство аэропорта утроились и составили более 4,5 миллиардов евро, а к началу 2016 года — 5,4 миллиарда евро.

Кроме того выяснилось, что в ходе строительства пунктуальными немцами были допущены самые немыслимые нарушения — например, система пожарной вентиляции была спроектирована ровно задом наперед, а общее количество "багов" зашкалило то ли за восемь, то ли за шестнадцать тысяч. Тут не выдержали даже вымуштрованные германские СМИ, по которым прокатилась волна легкого недовольства (можно! ) — в FBB в апреле 2014 года был (представьте себе) найден взяточник!

Хвостом ящерицы вынужденно согласился побывать Йохен Гроссманн (Jochen Großmann), технический директор компании Flughafen Berlin Brandenburg GmbH (FBB). Ему инкриминировали вымогательство 350 тысяч (по другим данным — 500 тысяч) евро от голландской фирмы Arcadis. Нетранспарентный негодяй был отрешен от должности, а осенью 2014 года его приговорили к году тюрьмы условно и штрафу в 200 тысяч евро. На его место был назначен его старый приятель, топ-менеджер компании Siemens Йорг Маркс (Jörg Marks). С тех пор коррупция в FBB была окончательно побеждена.

Глава FBB Энгельберт Лютке Далдруп.

Впрочем, на степени готовности аэропорта это не сказалось ровно никаким образом. За последние три года во главе FBB сменились уже три директора: пожилого и вялого как черепаха Хартмута Медорна (Hartmut Mehdorn) в марте 2015 года заменил энергичный машиностроитель Карстен Мюленфельд (Karsten Mühlenfeld), которому весной 2017 года на смену пришел архитектор и специалист по развитию городов Энгельберт Лютке Далдруп (Engelbert Lütke Daldrup). Общая смета строительства тем временем доросла до "приятных" 6,6 миллиардов евро, но это с условием открытия аэропорта не позднее осени 2018 года и всем очевидно, что она будет расти и далее. Обуздать строительную мафию немецкие политики оказались "не в состоянии": Карстен Мюлефельд на своем посту два года "воевал" с техническим директором Йоргом Марксом, которого подозревали в явном сговоре с подрядчиками. После прихода в FBB Энгельберта Далдрупа Марксу, наконец-то, дали пинка под зад, но внезапно выяснилось, что теперь вообще никто не хочет идти работать в Flughafen Berlin Brandenburg GmbH техническим директором и отвечать за темпы строительства!

Попытка перетащить на эту должность директора по строительству и развитию Мюнхенского аэропорта Карстена Вильмсена (Carsten Wilmsen), добившегося на своем посту неплохих результатов, закончилась провалом. Господин Вильмсен не будь дурак, запросил себе оклад в 400 тысяч евро в год (не считая премий и т.п. приятных бонусов), а также места в правлении FBB. В конце-концов, если и быть стрелочником, то хотя бы с правом голоса и солидным денежным вознаграждением!

Это натолкнулось на неприятие акционеров компании — представители Бранденбурга при голосовании якобы наложили вето на такие условия, а Берлин и "федералы" спорить с этим не стали (все решения в компании-операторе принимаются только единогласно). По их мнению, вполне достаточно, что в FBB уже есть правление из трех топ-менеджеров с подобными окладами — это сам Далдруп, директор по финансам Хейке Фёльстер (Heike Fölster) и директор по персоналу Манфред Бобке (Manfred Bobke von Carmen). В итоге, не дожидаясь публичного решения о своей кандидатуре, господин Вильмсен похоронил блестящий план Далдрупа и Бретшнейдера привлечь в их команду известного специалиста в строительстве аэропортов. Сам Вильсмен, как подчеркнули немецкие СМИ, решил не упираться , если "против меня акционеры компании ":

Flughafenchef Engelbert Lütke Daldrup und der Aufsichtsratsvorsitzende Reiner Bretschneider sind mit ihrem Plan gescheitert, einen eigenen neuen Bau-Geschäftsführer für die Flughafengesellschaft Berlin-Brandenburg einzusetzen. Am Tag vor der Aufsichtsratssitzung am Freitag sickerte durch, dass der ausgewählte Bau-Experte Carsten Wilmsen den Job abgesagt hat. Der bisherige Chef der Bauabteilung des Münchener Flughafens warf das Handtuch, weil es in Kreisen der Gesellschafter Berlin, Brandenburg und Bund Bedenken gegen die Stellenbesetzung gibt .

Найти приличного технического директора после такого демарша в FBB — дело весьма маловероятное. Никому не захочется быть мальчиком на побегушках у правления компании, где пилятся миллиарды евро, а акционеры представляют из себя сборище малокомпетентных политиков.

Насчет названного Далдрупом и Бретшнейдером срока 15 декабря наблюдатели не сильно обольщаются — все уже сбились со счета, сколько раз называлась и отменялась та или иная дата официального запуска аэропорта Вилли Брандта в эксплуатацию. Европейский инвестиционный банк, привлекающий синдицированный кредит до 2 миллиардов евро на достройку аэропорта, хотел бы услышать срок не позднее сентября 2019 года, но никто не удивится , если он уедет куда-нибудь на 2020 год, например. Да и вообще, у компании пока нет даже реального финансового плана — предыдущий был рассчитан на открытие аэропорта не позднее осени 2018 года. Сие означает, что стройке понадобятся еще деньги, а финансовая дыра в текущем балансе уже составляет 500 миллионов евро, как пишут издания Tagesspiegel и Focus:

"Das würde bedeuten: Der BER braucht noch mehr Geld. "Aktuell fehlen daher in den FBB-Kalkulationen rund 500 Millionen Euro ".

Публикации по теме строительства аэропорта Вилли Брандта в ФРГ можно посмотреть .

Уже 12 лет тянется главная немецкая стройка - новый аэропорт Берлина. Его не открывают не потому, что аэропорт не достроен, - его почти достроили еще шесть лет назад. Аэропорт Берлин-Бранденбург не могут сдать в эксплуатацию из-за неработающей противопожарной системы.

Тем временем сам объект стремительно устаревает и уже становится для новой столицы Европы слишком маленьким. И все громче звучат голоса тех, кто предлагает снести громоздкую и бессмысленную постройку.

На этой неделе власти позвали в аэропорт зарубежных журналистов - в том числе шефа европейской редакции RTVI Константина Гольденцвайга и назвали новую (очередную) дату открытия: октябрь 2020 года.

Международной эта воздушная гавань стала еще до открытия: в автобусе изумленные журналисты со всего мира. За окном в чистом поле вдруг вырастает целый мегаполис - автобаны, развязки, гостиницы, подземный вокзал и вокруг всего этого - аэропорт. Но на входе, кроме сопровождающих, ни души. Хотя внешне, от телетрапов и до люстр в залах ожидания - все готово.

«Мы непременно запустимся - в октябре 2020-го. То есть нам нужно еще два с половиной года. Просим всех чуть-чуть потерпеть. Мы совершенно осознанно выбрали эту дату. Она достижима»

Предшественники Энгельберта Лютке Дальдрупа, главы аэропорта, «достижимым» объявляли его открытие в 2017, и в 2015, и в 2013, в 2012 году. И за месяц до намеченного ввода в строй, «всех уже просили еще чуть-чуть потерпеть».


экс-глава строящегося аэропорта Берлина

«Мы сдадим этот объект теперь уже скоро. После летней паузы»


Прошло шесть лет.


председатель правления берлинских аэропортов

«В ближайшие два года каждый месяц этой стройки будет обходиться в 9-10 миллионов евро. В том числе, расходы на содержание пустующего здания: ведь его нужно отапливать, освещать, охранять…»


Приходя на объект, создается ощущение, что попадаешь в город-призрак. Длина одного крыла терминала - 400 метров, длина соседнего - еще 400 метров. Здесь есть готовые эскалаторы, вывески, мебель для аэропорта и даже вот реклама: правда, непонятно для кого. Каждый день простоя обходится немцам в десятки тысяч евро - неудивительно, что в итоге общий бюджет воздушной гавани с изначального миллиарда евро вырос почти до семи миллиардов.

Главный источник проблем - сложнейшая система пожаротушения. Если
гигантское здание вспыхнет, то, по каждому из 360 просчитанных заранее сценариев пожара, должны сработать датчики, голосовое оповещение, с потолка польется вода, вытяжка начнет откачивать дым, а двери автоматически откроются. Уже пять лет тут испытывают, чтобы связать ее воедино, всю противопожарную автоматику, установленную пятью разными фирмами. От услуг генподрядчика на стройке отказались.


пресс-секретарь аэропортов Берлина

«Видите под потолком крохотное устройство, похожее на цветок? Вот таких оросительных спринклеров на случай пожара в этом здании свыше 70 тысяч. На этапе строительства терминала они были установлены с ошибками. И теперь все их нам нужно было заменить либо отладить. Это стало огромной проблемой»


Что немцу шок, то русскому привычная картина: километровую систему вытяжки, идущей вопреки законам физики в подвал, спроектировал не инженер, а выдававший себя за него чертежник. Творчество его коллег здесь и расхлебывают: переложить 90 километров кабелей, поменять 600 противопожарных стен. Когда в 2015 году взялись, наконец, отладить саму вытяжку, выяснилось, что вентиляторы на крыше аэровокзала чересчур тяжелые, и она может рухнуть. Стройка снова встала.


архитектор, проектировщик аэропортов

«Фирмы-подрядчики тогда ответили: „Хорошо, мы все перестроим. Но не даем никаких гарантий, и оплата, пожалуйста, почасовая - за факт нашего присутствия“. Именно так с ними с 2013 года и расплачивались: сотни миллионов не за результат, а за то, что сидели на стройке»


Они и сидят. В этой завесе дыма может и погорел немецкий технический гений, но не немецкая принципиальность. В крохотном кабинете райцентра Кенигс-Вустерхаузен ее олицетворяет Крис Халеке. От главы надзорного ведомства зависит согласование системы пожаротушения. Подчиненных Халеке и независимую экспертизу она не устраивает.

«От меня все хотят, чтобы я пошел на риск и принял этот аэропорт, как есть. Но я этого делать не буду. Во-первых, от этого зависит мое доброе имя, благополучие и профессиональное будущее. А во-вторых, потому что на мне есть ответственность перед людьми, которые здесь живут. Я живу за счет их налогов, и у них есть, черт возьми, полное право требовать от меня добросовестного труда»


Заверения столичного мэра, министров, даже правительства ФРГ - не указ. Он следил за новостями в сибирском Кемерове и, вообще, жил в России. На вопрос «отчего б не поставить злосчастную подпись?» отставной гэдээровский офицер отвечает доступней некуда.


заместитель председателя округа Даме-Шпревальд

«Расследовать дело взялась бы прокуратура. А прокуратура у нас в стране независимая, понимаете? Так что в итоге коллеги, выдавшие такие разрешения, несли бы уголовную ответственность. И сейчас бы, возможно, все мы сидели в тюрьме»


Объединенному Берлину - единый аэропорт: стройку века на окраине новой немецкой столицы утвердили еще в 1991 году. За годы местный перевозчик «Air Berlin», в расчете на который этот хаб и возводили, не дождавшись его, разорился. Новые рейсы принимать негде - отели города, казалось бы переживающего туристический бум, не досчитались миллионов евро. А суперкомплекс, создававшийся как самый современный аэропорт в столице главной в мире инженерной державы, стал, на деле, ее самым большим анекдотом. Берлинцам, впрочем, даже нравится.

Буркхард Кикер: «Не думаю, что у Берлина имидж такой уж немецкой столицы. Мы не встаем в шесть утра, не спешим на производство автомобилей. Берлинцу для начала нужно выпить капучино и открыть ноутбук, чтобы придумать какую-нибудь еще классную затею. Берлин - не Германия, так что и этот изъян за моей спиной в образ города прекрасно вписывается».

Первое, что видит турист, попадая в столицу главной страны Евросоюза - действующий берлинский аэропорт Тегель, где снимали еще «Мимино». Туда ни метро, ни поездов не ходит. Добираться нужно на переполненном автобусе. После этого по деревянному настилу, похожему на строительные леса, идем в соседний терминал. Переход этот построен как временный, но, кажется, нет ничего более постоянного. Дальше спускаемся по дощатой лестнице, и оказываемся перед другой времянкой. Вот из этого железного сарая летают рейсы, в том числе, в Россию, Украину. Словом, неудивительно, что по итогам свежего опроса и берлинский Тегель, и вторая берлинская воздушная гавань Шенефельд вошли в пятерку худших аэропортов мира. Но шансы на открытие нового столь малы, что берлинцы на референдуме в прошлом году выступили за то, чтобы сохранить это наследие - оно худо-бедно хотя бы работает.



экс-глава берлинских аэропортов

«Нет, в 2020-м аэропорт не откроют. Но вот в 2021-м… Хотя есть и те, кто говорит, в 2023-м. Но, вообще, если мы в Германии все время повторяем, какие мы продвинутые в технике, а не можем справиться с дверьми и с вентиляторами, чего же мы тогда стоим»

Уже завтра у этой взлетки ждут сотен горожан, которые, по доброй традиции, прибегут не на митинг, а на берлинский полумарафон. Спортивные соревнования - способ хоть как-то использовать исполинскую территорию. Это было бы грустно, если б не было так смешно - в Берлине, где крупных пожаров не было уже много лет, себя утешают: лучше уж так, чем наоборот.

Константин Гольденцвайг, Илья Левинтов, Яна Карпова, RTVI из Германии

Что еще почитать